прихожане и учащиеся воскресной школы Храма свв. Бориса и Глеба в Зюзине с родителями ездили в паломническую поездку в Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Владычний женский монастырь, к святыням Собора Николы Белого и Ильинского храма г. Серпухова.
По дороге из Москвы дети и взрослые внимательно слушали рассказ путеводителя об истории города Серпухова, первое упоминание о котором в письменных источниках относится ко времени правления Иваны Калиты.
Третий сын Ивана Калиты Андрей Иванович унаследовал часть земель Московского княжества, в том числе Серпухов.
После смерти от эпидемии чумы князя Андрея, удел перешел по наследству к малолетнему князю Владимиру Андреевичу, которого опекал митрополит Алексий. В сложное историческое время (внутренняя междоусобица, монголо-татарское иго) серпуховской князь показал образец смирения и мудрости. Впервые русский князь отказался от древних прав семейственного старейшинства. Князь-дядя Владимир Андреевич Храбрый стал служить племяннику - Московскому князю Василию, сыну князя Дмитрия Донского.
В конце XIV в. князь Владимир активно развивает свои владения, строится деревянный кремль. Московский митрополит Алексий на правом берегу р. Нары основал Владычний монастырь. На левом берегу р. Нары основывается Высоцкий монастырь, заложенный и освященный преп. Сергием Радонежским. Возрастает значение г. Серпухова. В нем формируется ополчение в походе против хана Мамая, которое в составе Засадного полка во главе с князем Владимиром Храбрым участвовало в Куликовской битве, поворотной в истории Руси.
В дальнейшей истории г. Серпухов играл значительную роль в обороне Московского государства от крымских татар, литовско-польских завоевателей.
Население г. Серпухова участвовало в Отечественной войне 1812 года. Промышленность была переориентирована на производство хлопчатобумажных изделий. Крупнейшие фабрики принадлежали семьям Коншиных и Третьяковых.
Путеводители в своем рассказе говорил и о Священном Предании – житии св. Иакима и Анны, Преподобной Деве Марии; житии св. Алексия.
Подъехав на одно из высоких мест города, путешественники увидели древнюю обитель - Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, основанный по благословению преподобного Сергия Радонежского серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым в 1374 году. Первым игуменов Высоцкого Зачатьевского монастыря преподобный Сергий поставил ученика Афанасия (преп. Афанасий Высоцкий старший), который в 1382 г. отправился в Константинополь и там продолжил свои подвиги. Он передавал в Высоцкий монастырь сборники поучений и житий, творения Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, других отцов церкви. Им были отосланы иконы Деисусного чина. Считается что Высоцкий чин повлиял на формирование Звенигородского Деисусного чина, созданного Андреем Рублевым в начале XV века.
Вторым настоятелем монастыря стал ученик преп. Афанасия – Афанасий (преп. Афанасий Высоцкий младший). Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни. В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.
11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия - преп. Афанасия Высоцкого младшего, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм. От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.
После молебна перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», паломники поклонились преп. Афанасию и молились перед святынями обители, среди которых частицы мощей св. прав. Анны - матери Пресвятой Богородицы, князя Владимира, свт. Николая Чудотворца, новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщмч. Иллариона Троицкого, а также других угодников Божиих.
Стоя около стен обители, на высоком берегу р. Нары путешественники увидели, раскинувшийся внизу г. Серпухов, над которым на возвышенностях видны были купола Владычнего женского монастыря, Собора Николы Белого и Ильинского храма, к которым лежал наш дальнейший путь.
Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери. Свт. Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы — преславное Ее Введение во храм, — в честь которого предстояло воздвигнуть монастырь.
В 1362 году трудами келейника свт. Алексия, первого настоятелем Владычнего монастыря преп. Варлаама была поставлена каменная церковь. В конце XVI – начале XVII на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке была полная перестройка монастыря. По повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель принесен чудотворный образ царевича Димитрия, который после закрытия монастыря в советское время была передана в созданный городской историко-художественный музей, а с 1999 года в один из дней памяти царевича Димитрия доставляется на богослужение.
В начале XIX в. мужской Владычний монастырь ждал упразднения, но был преобразован в женскую обитель, в которой подвизалась блаженная старица Евфросиния (в миру княгиня Евдокия Вяземская). В конце XIX в. большой вклад в благоустройство монастыря внес московский купец Мамонтов. Через предстательство преп. Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1919 г. Владычний монастырь был закрыт, а сведения о местонахождении чудотворного иконы утеряны. В 1995 г. возрождена монашеская жизнь в обители.
На месте деревянной церкви конца XVI в., в середине XVII в. построена каменная, а в начале XVIII в. строится новый каменный храм из белого известняка – Никольский собор. В начале XIX в. он перестаивается в стиле московского ампира, материал строительства которого оштукатуренный кирпич с элементами декора из белого камня. В 1924 г. храм посетил патриарх Тихон, присвоивший храму статус кафедрального. Собор в 1929 г. был закрыт. В 1995 г. собор возвращен церкви. В храме паломники поклонились и молились перед чудотворным образом Божией Матери «Поможение родам» и образом Божией Матери «Взыскание погибших».
Церковь пророка Ильи расположен в историческом центре г. Серпухова – месте исторического городского посада. На месте деревянного храма, стоявшего на торговой площади издревле, в 1748 г. построена каменная на средства серпуховских купцов Поповых. Рядом находятся еще два храма, построенные на средства местного купечества. Ильинский храм — единственный в г. Серпухове, избежавший закрытия и разорения в советское время. В нем паломники увидели скульптурные иконы, живописный образ святой великомученицы Екатерины; поклонились и молились перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
На обратном пути домой путешественники отдыхали, обменивались впечатлениями от поездки, любовались пейзажами подмосковной природы.
Благодарим нашего путеводителя Татьяну Евграфовну.