В конференц-зале храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках гор. Москвы состоялась лекция о церковном искусстве
8 декабря в конференц-зале храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Черемушках гор. Москвы по благословению настоятеля – протоиерея Виктора Алипичева состоялась лекция: «От условности реализма к пониманию условности церковного древнерусского искусства - фресок. Иконопись периода наивысшего расцвета». Лектор: Лисенкова Елена Александровна – член Московского союза художников с 1994 года, религиовед, преподаватель истории религий и Закона Божия, искусствовед.
Изложение вводного занятия курса Елена Александровна начала с показа фресок и мозаик Софии Киевской, а далее материал изложила, двигаясь из глубины раннего средневековья до конца 17 века.
Она обратила внимание на то, что скульптура достаточно легко воспринимается от древнейших времен до современности и не претерпевает существенной эволюции. Елена Александровна показала ряд скульптур Шумера, древнего Египта, Рима и современные скульптуры. А вот все, что связано с изображением на 2-х мерной плоскости совершенно по-разному изображается, и воспринимается в разные эпохи разными людьми по-разному. Так, например, она показала современную фотографию, которая, казалось бы, дает вполне адекватное изображение окружающего мира, но предложенный ряд фотографий Ленинского проспекта в Москве, места в которых все бывали не был узнан, за исключением фото, где виден постамент с Гагариным. Елена Александровна на этом примере дала пояснение, что восприятию фото тоже нужно учиться.
На примере иконы праздничного ряда «Рождество Христово» и «Рождество Богородицы» ею были показаны их эволюция с середины ХV века до ХIХ века, а именно иконописи периода наивысшего расцвета и постепенного превращения ее в картину на евангельскую тему. Ею было показано, что утрата иконописного языка, выработанного первыми веками христианства, на Западе Европы происходила быстрее примерно на сто лет, чем на Руси. Были затронуты темы, связанные с древнерусским зодчеством. А именно, почему так потряс русских послов, выбиравших веру, купол Софии Константинопольской. И почему он не был воспроизведен в Софии Киевской. Почему в последней были 13 куполов, а в Десятинной церкви даже 25, то есть многокупольные постройки, которые не были характерны для Византии.
Лекция прошла в виде диалога, много вопросов слушателям были заданы Еленой Александровной, которая в конце отметила их блестящие знания и широкий круг интересов. В свою очередь аудитория поблагодарили педагога за высокую эрудицию, профессионализм и поддержали введение нового курса занятий в Воскресной школе имени А.В. Суворова по предмету «Древнерусское церковное искусство - истоки, формирование и эволюция».