Дружба и предательство глазами подростков
В дни осенних школьных каникул при Московском Даниловом ставропигиальном монастыре состоялась мировоззренческая программа «Дружба и предательство» для участников 7-16 лет. Исследовательский 7-дневный проект проходил в рамках городского лагеря с 18 по 24 ноября 2019 года, а организаторами выступили педагоги и психологи клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи.
Рассказывает Юлия Лагутинская, педагог и методист, один из авторов программы: «Дружба - явление, которое важно для человека на любом этапе его жизни, но никогда так остро эта тема не стоит, как в подростковом возрасте. Возрасте, когда человек, учась понимать себя и других, ищет близкого себе по духу - того, кто поймет, поддержит, кому можно доверить свои мечты, тайны и переживания. Вот тут и выходит на передний план такое понятное и в тоже время таинственное слово "друг"! Так кто же такой друг? Чем он отличается от всех других? Чего я жду от нашей дружбы и чего именно я жду от моего друга? А это вопрос не праздный, ведь так часто тема дружбы у подростка напрямую связана с темой предательства.
Нередко можно услышать от ребят: «у меня нет друга, он меня предал» или «я никому не верю, меня предала лучшая подруга». И чаще всего предательство подруги заключалось в том, что она пошла гулять с другой девочкой, а друга в том, что он рассказал секрет одноклассникам. И если с последним все более-менее ясно - «он обещал молчать», то с первой ситуацией все не так однозначно, хотя не менее обидно.
Можно ли назвать предательством то, что друг не оправдал моих ожиданий? А если он выдал мою тайну, хотя обещал молчать? А если не обещал, но я думал, что он сам это поймет? А если он не знал, что делает мне больно? Если это просто ошибка? Как отличить ошибку от предательства? Ведь я тоже могу оказаться на его месте и ошибиться, не понять... А предавал ли я? Являюсь ли я сам хорошим другом? А если предавал, то почему? В ответ на предательство другого или ради чего-то большего в жизни? А может, чтобы сохранить свой статус и авторитет в коллективе? Что такое предательство? Это когда я выдаю чужие тайны? Или ложь - тоже предательство? Что такое доверие? Кому можно доверять, как это понять? Бывает ли дружба без доверия? Если нет, то как быстро можно начать доверять, а значит и дружить с человеком? Может ли мое поведение быть причиной того, что меня «предали»? Можно ли прощать предательство или прощая, ты поощряешь его?
Так много вопросов, на которые мы искали и находили ответы. Все эти вопросы живые, жизненные, выстраданные подростками, которые и попросили нас подготовить эту программу несколько месяцев назад».
Юных участников ожидали увлекательные дискуссии, обмен размышлениями и наблюдениями, творческие проекты и яркие презентации, арт-педагогика, разнообразные подвижные игры на свежем воздухе, включая баскетбол на открытой спортивной площадке Москвы. Старейшие участники клуба «Пилигримия» подготовили и провели интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» на библейскую тематику, а в День матери дети пригласили своих мам на музыкальный вечер. Центральной частью осенней программы традиционно стала совместная молитва на Божественной литургии в храме Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи.
Педагоги и психологи Данилова монастыря уже завершают разработку следующей программы для московских школьников. Планируется, что это будет тренинг по целедостижению и целеполаганию, который будет называться «В этом году я впервые» и состоится в выходные декабря 2019 года.