Проповедь Предстоятеля Русской Церкви после Литургии в неделю жен-мироносиц в Ново-Тихвинском монастыре г. Екатеринбурга
19 мая 2013 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном храме.
По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Кирилл! Многочтимая матушка Домника! Высокие руководители Екатеринбургского края! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, с днем памяти жен-мироносиц, святого Иова Многострадального и с освящением главного храма Ново-Тихвинского монастыря.
Сегодня особый день — день память святых жен-мироносиц. Мы знаем, что эти женщины сопутствовали Спасителю вместе с апостолами. Наверное, они помогали нести какие-то бремена по бытовому устроению апостольской семьи. Но что самое примечательное и важное, почему Церковь так прославляет жен-мироносиц? Потому что, когда наступили страшные моменты, связанные с истязаниями и распятием Спасителя, апостолы в страхе разбежались. Те, к кому Он адресовал все Свои слова, те, кто был свидетелем Его величайших чудес, включая воскрешение четверодневного Лазаря, — все в страхе разбежались. Животный, инстинктивный страх за свою жизнь затмил все. Они забыли о верности и преданности, они забыли о тех словах, которые они обращали к Спасителю, а Петр, который клялся в верности, трижды отрекся от Спасителя — все из-за того же страха. А слабые жены-мироносицы — те, кто все время пребывали в тени, про кого Евангелие почти ничего не говорит, — остались вместе со Спасителем. Они поднимались вместе с Ним на Голгофу, они стояли у Его креста, и никакой страх преследования, никакой страх смерти не мог разрушить их любовь к Спасителю и их преданность Ему.
Мы имеем и другой пример удивительной преданности жен-мироносиц. Это послереволюционная история нашего Отечества, когда начались гонения на Церковь, когда открытое исповедание веры соединялось с угрозой смерти или заточения. Вы, матушка, только что рассказали, как многие жители Екатеринбурга были готовы растерзать царскую семью, расстрелять из пушки дом, где она находилась, так что даже гонителям, арестовавшим государя, приходилось скрывать его от этой человеческой ненависти. Наверное, как страшно было проявлять чувство солидарности и поддержки! И ведь рядом не было никого — только сестры Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили пищу, проявляли заботу, подвергая себя смертельной опасности, и в конце концов, как известно, погибли за эту преданность и веру.
В последующие годы сильные мужчины, получавшие образование и делавшие карьеру, боялись — боялись, даже сохраняя в сердце веру, присутствовать на крещении своих детей; боялись лоб перекрестить, хотя в глубине души оставались верующими. Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись. Их вызывали и говорили: «лишим пенсии». Но это их не пугало, хотя ничтожная пенсия была для них единственным средством к существованию. Говорили: «выкинем из квартиры» — не боялись, хотя ничего, кроме маленькой комнаты в коммунальной квартире, у них не было. Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру.
До сих пор, встречаясь с людьми среднего и старшего возраста, которые ныне ходят в храм, исповедуют православную веру, спрашиваешь: «А как было в вашей семье? Откуда в вас эта вера?» — И ответ обычно такой: «Да мы росли безбожниками, и только бабушка напоминала нам о вере. Она нас тайно отнесла крестить, и потому мы стали крещеными». Этот подвиг верности наших российских жен-мироносиц и содействовал тому, что, когда наступил час и время пробуждения, было кому пробуждаться и было кому возрождать веру.
Мы празднуем сегодня память святого Иова Многострадального. Промыслительно, что именно в этот день 145 лет назад родился император Николай II. Поразительно, что день его рождения совпал с памятью Иова Многострадального. Этот ветхозаветный святой был богатым человеком, но Господь попустил, чтобы диавол сокрушил все его богатство, чтобы он потерял все — и деньги, и положение, и дом, и семью, и друзей, и оказался на гноище, на свалке. Искушая его, диавол говорил: «Ну, где же твой Бог? Ведь Он тебе не помог, Он не помог тебе сохранить твои деньги, твою власть, твое положение, твои красивые одежды, твой дом, — ты на свалке жизни, все закончено». Какую же огромную веру нужно было иметь, чтобы не поддаться этим лживым словам, этому внушению, чтобы остаться преданным и верным Господу!
Иногда люди, которые помогают Церкви, а потом вдруг сталкиваются с какими-то материальными неудачами, приходят с недоумением и спрашивают: «как же так — Церкви помогал, а чего-то лишился, дело пошло не лучше, а хуже?» Таких людей порой трудно убедить, что вера — это не лотерея, это не выигрыш билета, который моментально и навсегда дает благополучие. Вера — это жизнь с Богом, а Бог проводит через радости и скорби, иногда испытывая нашу веру, и, наверное, каждый в глубине души, покопавшись в своей собственной истории, может сказать, что и он проходил через такое испытание.
Каким же страшным испытанием было для государя императора предательство всех, кто был рядом с ним, — генералов, министров, придворных и даже родственников! Он остался совершенно один — человек, который сделал для России столько, сколько, может быть, не сделал ни один император, потому что именно за время его царствования Россия стала великой державой, значительно вырос уровень благосостояния людей, появились зажиточные крестьяне, стали появляться высококвалифицированные зажиточные рабочие, распространялись образование, наука, модернизировалась армия. Казалось бы, такого человека надо было на руках носить и благодарить за то, что он своим тихим голосом, никогда никого не оскорбляя, сумел так организовать работу, что за короткое время, несмотря на испытания революцией 1905 года, страна стала сильной и могущественной!
И ведь война, которая была развязана именно для того, чтобы ослабить, подорвать и уничтожить Россию, не смогла ее подорвать и уничтожить. Даже пройдя через тяжкие испытания и разочарования первых лет мировой войны, народ наш собрался, как собрался он впоследствии в Великую Отечественную войну, и началось мощное контрнаступление, грозившее полным разгромом противника. Однако именно в это время народ соблазнился и отрекся от царя, от Родины, от веры и, влекомый призраком благополучия и некоего равенства, которое так и не наступило, разрушил свою собственную страну, разрушил святыни. И ведь все это чувствовали царь Николай и его семья, пребывая в полном одиночестве в Ипатьевском доме, оставленные всеми, кроме тех жен-мироносиц из Тихвинского монастыря, что приходили к ним с пищей!
Но царская семья сохранила веру в Бога, преданность Господу. Никакого ропота ни на Бога, ни на гонителей. То, что мы знаем о последних днях жизни этой семьи, поражает подлинно христианским отношением к скорбям, к оскорблениям и даже к смерти. Они простили своих гонителей и убийц. В подвале Ипатьевского дома они должны были уйти в небытие, о них никто не должен был вспоминать, поэтому и прах их должен был быть уничтожен. Но ведь не получилось!
И сегодня, в день 145-й годовщины со дня рождения царя-страстотерпца Николая II, мы вспоминаем с благодарностью и благоговением его имя и имя его семьи, видя в них пример исповедничества веры, подобно тому, как исповедовал веру в Господа, несмотря на жизненные страдания, тот, в день памяти которого государь родился, — святой Иов Многострадальный.
Эти примеры учат нас тому, что преданность Богу, хранение веры и верности являются величайшими ценностями. Вера и верность Богу всегда соединялись с любовью к Отечеству, заботой о своем народе и о своей стране. Вот почему православная вера всегда — на примере святых угодников и Царственных страстотерпцев — учит людей любви к своей стране и к своему народу, верности Господу, верности Его промыслу, преданности Ему даже до смерти.
Мы станем действительно великой страной при соблюдении одного только условия: если мы сохраним верность Богу и любовь к своему Отечеству. Тогда никакие соблазны, никакие посулы, никакие обещания красивой жизни не соблазнят нас, если в обмен за это от нас потребуется отречение от Бога, от Церкви и предание принципиальных, глубинных интересов Отечества и народа.
Опыт, через который мы прошли в XX веке, потрясает своим драматизмом. Как много крови, как много страданий! Иногда говорят, что ребенка нужно наказать, чтобы он больше не поступал плохо. Действительно, иногда наказание, с любовью совершаемое родителями, исправляет недостатки детей. Мы были страшно наказаны за богоотступничество, за предательство своего Отечества, за разрушение своей страны. Наверное, невозможно представить более суровое наказание, чем последовавшие после революции страшные десятилетия. Будем всегда помнить этот урок. Будем держаться крепко за веру православную, которая является стержнем всей нашей народной жизни. Будем доверять тому, чему нас учит Сам Христос, как доверял Господу до последнего дыхания царь-страстотерпец Николай II. И верим, что силой веры пробудится окончательно наше национальное самосознание. Мы станем действительно сильной, свободной страной, в которой легко дышит человек и в которой люди бережно сохраняют основу своей личной и национальной жизни.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси