27 июля 2015 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегациями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в мероприятиях по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Во встрече участвовали:
от Константинопольской Православной Церкви — митрополит Милетский Апостол, представитель Константинопольского Патриарха в Афинах митрополит Адрианопольский Амфилохий, архимандрит Виссарион (Комзиас);
от Александрийской Православной Церкви — митрополит Мемфисский Никодим, архимандрит Михаил (Заки);
от Антиохийской Православной Церкви — представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, настоятель Ильинского Патриаршего монастыря в Швайе епископ Забаданский Константин, архимандрит Якоб (Хури), настоятель прихода святой Елены Антиохийской православной архиепископии Франции протоиерей Павел Мурад;
от Иерусалимской Православной Церкви — митрополит Вострский Тимофей, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Стефан (Диспиракис), сотрудник Иерусалимской Патриархии Тамасиос Андреас;
от Грузинской Православной Церкви — епископ Никорцминдский Вахтанг, игумен Мириан (Шенгелия);
от Сербской Православной Церкви — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, профессор Духовной семинарии имени святителя Арсения Сремца в Сремских Карловцах протоиерей Йован Миланович;
от Румынской Православной Церкви — митрополит Тырговиштский Нифон, сотрудник Отдела церковных и межрелигиозных связей Румынского Патриархата священник Евгений Роготи;
от Болгарской Православной Церкви — митрополит Видинский Дометиан, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), протосингел Видинской митрополии архимандрит Анфим (Маноилов);
от Кипрской Православной Церкви — викарий Пафосской митрополии епископ Арсинойский Нектарий, архимандрит Стилиан (Стилиану), сотрудник Кипрской Архиепископии Михаил Спиру;
от Элладской Православной Церкви — митрополит Калавритский Амвросий, секретарь Синода Элладской Церкви архимандрит Иероним (Николопулос), протосингел Эгиалийской митрополии архимандрит Иоаким (Венианакис), секретарь комиссии Синода по церковному образованию и повышению квалификации приходского духовенства архимандрит Иероним (Кармас);
от Албанской Православной Церкви — епископ Амантийский Нафанаил, священник Григорий Пелуши;
от Польской Православной Церкви — ординарий Войска Польского епископ Семятычский Георгий, благочинный сухопутных войск Польши протоиерей Михаил Дудич, священник Лука Годун;
от Православной Церкви Чешских земель и Словакии — архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), секретарь Священного Синода протоиерей Милан Герка, помощник представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси иеродиакон Александр Галушка;
от Православной Церкви в Америке — архиепископ Оттавский и Канадский Ириней, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), секретарь Канадской архиепископии Православной Церкви в Америке протоиерей Назарий Полатайко, диакон Николай Светловский.
В числе участников мероприятия были председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия) протоиерей Николай Лищенюк, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся со словами приветствия:
«Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие отцы и братия!
Сегодня нас собрали в Москве торжества по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. В память вечную будет праведник (Пс. 111:6), — сказал пророк Давид, и это слово сбылось на святом Крестителе Руси. Минула тысяча лет со дня его преставления — огромный по историческим меркам срок — но память об этом святом угоднике Божием не только не угасла, не стала исключительным достоянием академической науки, но продолжает жить в сердцах миллионов верующих во всех народах, которые черпают свои истоки в купели Днепровского Крещения.
Когда каждый из нас вспоминает о Крещении и историческом пути народа, к которому он принадлежит, то ясно сознает, что именно это Крещение ввело его народ в семью христианских народов, что именно Крещение соединило всех нас во Христе. Прежде чуждые друг другу, способные на безразличие, вражду или политический союз народы своим приобщением ко Христу становились единым Телом Его Церкви, соединяясь в Духе Божием со всеми ближними и дальними, открывая себя заново в братской любви.
Поэтому дни памяти Крестителей народов, таких как святой князь Владимир, святой равноапостольный царь Болгарский Борис, святой князь Моравский Ростислав, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и других — это не только национальные дни, но в значительной степени и торжества всей Полноты Церковной, которая духовно радуется о приобщении к ней новых членов, о вкладе в сокровищницу святости, который эти народы внесли за долгие века истории.
Как в день сошествия Святого Духа на апостолов их слышали говорящими на всех языках земли, так и ныне мы видим, что торжество памяти преставления Крестителя Руси собрало со всех концов мира представителей Церквей, которые как любящие братья вместе с нами духовно торжествуют о нашем единстве.
Подражание добродетелям крестителей наших народов требует от всех нас труда во имя сохранения того бесценного духовного дара единства во Христе, который наши народы обрели в Крещении.
Единство – это свойство Святой Церкви Христовой и непреходящая ценность для любого православного верующего. Возрастание христианина в исполнении заповедей Божиих упрочивает его единство со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2:22).
Сегодня, как и в других случаях, когда мы, представители всех Поместных Православных Церквей, собираемся вместе, наше братское общение, наше причащение из Единой Чаши дает возможность еще раз почувствовать сердцем, что Православная Церковь едина. Это величайшая ценность, величайший Божий дар, что, несмотря на многие политические, иные перипетии и конфликты, мы сохраняем свое единство. Мы должны дорожить этим единством как Божиим даром и как величайшей ценностью, которая пришла к нам от Самого Спасителя через святых апостолов. И, конечно, для нас важно заботиться обо всех проявлениях этого единства.
Важны усилия, направленные на сохранение единства: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Поэтому мы едины в нашей солидарности с гонимыми братьями и в нашей заботе о них; мы едины в почитании святых; мы едины в том, что вместе даем отпор всем, кто хочет посеять раздор и разделения в Церкви.
Мы вместе пытаемся привлечь внимание к страданиям наших братьев на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Косове и Метохии, а теперь — и на юго-востоке Украины, где проливается кровь православных христиан, оскверняются и разрушаются храмы Божии, где десятки тысяч беженцев, оставшись без крова, находятся в постоянной опасности от представителей радикальных сил, движимых идеологией национальной и религиозной нетерпимости.
Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23), — говорит Господь Иисус Христос. И потому мы не удивляемся, когда видим, что те, которые отреклись от единства Церкви, уйдя в раскол, теперь агрессивной пропагандой войны разрушают единство своего народа и своей страны, поощряют насилие и клеветнически обвиняют каноническую Церковь на Украине в отсутствии патриотизма за её призывы к миру и народному согласию.
Единство Православной Церкви с особенной силой должно проявиться на готовящемся Великом Соборе Святой Православной Церкви, и потому так важно, чтобы этот Собор был тщательно подготовлен и прошел в мире, единомыслии и братском общении.
От грядущего Собора мы ожидаем принятия документов, адресованных нашим современникам, нашим соотечественникам, людям разных национальностей — всем тем, для кого голос Православной Церкви имеет авторитет и силу. Мы ожидаем таких документов, которые были бы посвящены не темам, исчерпавшим свою актуальность и оставшимся в прошлом, а вопросам, со всей остротой стоящим на повестке дня. От лица Всеправославного Собора обязательно должны прозвучать мысли, которые найдут отклик в сердцах пастырей и верующих во всех уголках мира. Мы сейчас вступили в важную фазу подготовки к Собору, и я молюсь о том, чтобы подготовка осуществлялась в духе единомыслия, чтобы Господь умудрил всех тех, кто сегодня готовит тексты, ведет дискуссии, дабы Собор имел возможность обратиться ко всему миру с ярким и сильным пророческим словом. Именно такого слова ждет от нас сегодня мир.
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы и братия, за то, что вы приняли на себя труд и прибыли в Первопрестольный град Москву для участия в торжествах по случаю 1000-летия преставления князя Владимира. Мы будем иметь возможность завтра совершить Божественную литургию, еще раз засвидетельствовав наше единство, едиными устами и единым сердцем вознести Господу хвалу за милости, которые Он являет Православной Церкви, нашим народам, и одновременно вознести молитвы о мире, о справедливости, о спасении тех, кто страдает и кто за свои убеждения сегодня преследуется.
Пусть Господь укрепит всех нас в братском единомыслии и согласии».
Приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла от лица Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и от имени всех представителей Поместных Православных Церквей, митрополит Милетский Апостол предварил свою речь словами святого Фотия, Патриарха Константинопольского, из его послания к Болгарскому князю Борису: «Князю воистину подобает не только о собственном заботиться спасении, но и вверенный народ удостаивать равного попечения и к равному вести и призывать к совершенству богопознания», — отметив, что это изречение обрело наилучшее исполнение «в честном лице и неизмеримо важном для истории деле святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, память которого мы светло празднуем сегодня всем миром».
Митрополит Апостол далее засвидетельствовал, что в сердце сего благословенного чада Русской земли, внука блаженной княгини Ольги, «прежде покланявшегося идолам и истуканам и проводившего жизнь развращённую, погибельную и приземленную, дохнул Дух Святой и уловил его, и пленил его сетями благодати, и привлек его от идольского заблуждения к богопознанию и надежнейшему пути Спасения, ко святой купели, а вместе с ним самим — и весь народ его к спасительному крещению». Из купели крещения «святой князь восстает не один: он совосставляет вместе с собой и весь род россов, становясь великим благодетелем, крестителем и преобразователем своего народа».
Упомянув о первой миссии на Киевской Руси, осуществленной святым Патриархом Фотием, и о крещении в Константинополе великой княгини Ольги, уподобившейся святой Елене, матери святого Константина Великого, благодаря чему была подготовлена почва для последующего обращения святого Владимира и для его дела, открывшего совершенно новые перспективы для русского народа, иерарх Константинопольской Церкви подробно остановился на истории этого обращения и о значении увиденной посланниками князя Владимира в Царьграде неописуемой красоты и небесного величия православного богослужения.
Митрополит Апостол далее подчеркнул, что воспринятое от Матери Церкви Константинопольской крещение и вступление в брак с сестрой императора Василия принцессой Анной означали вступление Руси в духовные и кровные узы тесных связей с Византией, после чего святой князь «возвращается в матерь всех городов русских Киев и провозвещает проповедь покаяния. Идолы низвергаются, и народ призывается в ковчег спасения через омовение в купели пакибытия, то есть святого Крещения, и единодушно лобызает святую православную веру».
Оценивая значение личности святого князя Владимира, митрополит Милетский Апостол обратил внимание на то, что Креститель Руси «не только утвердил святую веру Христову на благословенной земле Русской, но и стал преобразователем, принесшим культуру в Киевское княжество» и «для русского народа сыграл ту же роль, что и Константин Великий для Византии», внеся великий вклад в историю Руси через «привитие благочестия и культуры Византийской империи Киевскому княжеству» и передав своим преемникам преданность Матери Церкви и почтение к ней. В духе взаимной любви и далее развивались отношения «Великой Церкви Константинопольской с ее прекраснейшей дочерью, Церковью Русской». Описав дальнейшее историческое развитие Русской Церкви и упомянув о митрополите Исидоре, который подписал униональное деяние Ферраро-Флорентийского Собора, «что глубочайшим образом подорвало доверие к Вселенской Патриархии», посланец Константинопольского престола подчеркнул, что и после падения Византийской империи и становления самостоятельности Русской Церкви «отношения с Матерью Церковью Константинопольской никогда не ослабевали, и не забывались связывающие их духовные узы», свидетельством чему стало «каноническое придание Патриаршего статуса и чести митрополиту Иову и его преемникам», провозглашенное Святейшим Патриархом Иеремией в 1589 году и подтвержденное Собором 1590 года в Константинополе.
«Светлое торжество, совершаемое по случаю празднования памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, является замечательным поводом для всех нас, чтобы вспомнить о нерушимых братских узах, связывающих две Церкви, для того чтобы вновь приобщиться к нашему общему драгоценному византийскому наследию, как должно потрудиться ради желанного для наших сердец единства, явить всем прекрасный и спасительный мир Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, чтобы подойти радованною ногою и в простоте сердца к грядущему Святому и Великому Собору», — сказал митрополит Апостол в завершение своей речи. Передав поздравления Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, митрополит Милетский Апостол пожелал Святейшему Патриарху Кириллу, чтобы великий равноапостольный святой Владимир, Креститель Руси, укреплял Его Святейшество на многая и благая лета, а «благочестивейшему русскому народу ходатайством святого Владимира» ниспосылались обильные милости и благодать Божия.
Глава делегации Константинопольской Православной Церкви преподнес Святейшему Патриарху Кириллу старинную панагию из сокровищницы Патриаршего монастыря святой Анастасии, игуменом которого является митрополит Апостол.
Поблагодарив за поздравление со знаменательной датой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал братское приветствие Святейшему Патриарху Варфоломею.
«Для нас важно в этот день слышать голос Константинопольской Церкви, от которой наш народ получил Крещение через великого и равноапостольного князя Владимира, — отметил Его Святейшество. — Благодарю Вас также, что Вы вспомнили Патриарха Фотия, который благословил святых равноапостольных Кирилла и Мефодия отправиться в северные пределы, где проживали росы, чтобы проповедовать слово Христовой истины. Мы знаем, сколь важно было его присутствие в Крыму и в Северном Причерноморье для того, чтобы посеять семена православной веры».
В истории известны случаи, когда реставрируются старые порядки и разрушают ростки нового, напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви: «Так же, как Юлиан Отступник попытался разрушить семена христианства в империи ромеев, один из князей по имени Олег пытался разрушить семена христианства, посеянные святыми равноапостольными братьями, прибывшими в наши пределы по благословению Патриарха Фотия. Затем последовало крещение Ольги, о котором Вы сказали, и это сопровождалось установлением особых отношений между великокняжеским родом и византийской монархией. Своим крещением она подвигла очень многих из тогдашних известных и влиятельных русских, окружавших великокняжеский трон, на принятие крещения, и во времена князя Владимира уже значительная часть русской элиты принадлежала к христианской Церкви. Но, наверное, невозможно было крестить народ, если бы не крестился великий князь. Он принял в Корсуни от посланников Константинопольской Церкви святое крещение и через этот таинственный и благодатный акт сам до неузнаваемости изменился».
Великий князь Владимир пережил настолько сильный опыт нового рождения во Христе, что его окружение не могло узнать в крестившемся Владимире того князя, который огнем и мечом утверждал свою власть, проводил развратную жизнь и убил много невинных людей, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Потрясенные этой переменой люди назвали Владимира Красным солнышком. «Это было великое общенародное признание той большой внутренней перемены, которая произошла в великом князе, — засвидетельствовал Святейший Владыка. — Пережив рождение во Христе, он совершенно сознательно, не только имея в виду политические или иные светские соображения, как об этом чаще всего пишут ученые, но руководствуясь той переменой, которая произошла в сердце, стал крестить народ и утверждать Православие на нашей земле».
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, это событие имеет всемирно историческое значение, но в первую очередь оно важно для всех славянских народов, которые жили и живут на просторах исторической Руси.
Обращаясь к членам делегаций, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл попросил их передать благодарность Предстоятелям Поместных Православных Церквей, направившим делегации в Москву для участия в праздновании.
Предстоятель Русской Православной Церкви также вручил участникам встречи юбилейные медали «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Поделиться: