Итоговый документ IV Общецерковного съезда по социальному служению
С 16 по 18 мая 2014 года в Москве прошел IV Общецерковный съезд по социальному служению.
Участники Четвертого общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 16-18 мая 2014 года, обсудили основные проблемы в области церковной помощи инвалидам.
Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам — поддерживать их с детства и до конца жизни, констатировали участники съезда. Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо в первую очередь самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства: «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор. 12:20-22). Забота об инвалидах, людях с особенностями помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании.
Во всем мире увеличивается число людей с инвалидностью. По данным Организации Объединенных Наций около 10 процентов населения в мире являются людьми с ограниченными возможностями здоровья. Русская Православная Церковь имеет опыт организации заботы об инвалидах. Только на территории России более 300 православных организаций, добровольческих объединений, групп милосердия и приходов помогают детям-инвалидам и взрослым людям с инвалидностью. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви регулярно проводит обучающие интернет-курсы по данному направлению и собирает методические материалы на сайте www.diaconia.ru. За 2011-2014 гг. было инициировано 37 новых социальных проектов по помощи инвалидам и их семьям, в том числе 6 проектов за пределами России.
Однако этой деятельностью занимаются пока не многие приходы. Между тем помощь семьям, в которых живут дети и взрослые с инвалидностью, а также инвалидам в социальных учреждениях — одно из важнейших направлений церковного социального служения. Необходимо, чтобы количество приходов, ведущих активную социальную работу с инвалидами, увеличивалось. На этом пути следует обратить внимание на следующее:
1) Мы должны помочь людям с инвалидностью узнать о Боге, почувствовать красоту богослужения, участвовать в общей молитве. Для этого необходимо создавать в православных храмах безбарьерную среду: обеспечивать удобный доступ колясочникам (в том числе учитывать их интересы при проектировании или реконструкции церковных зданий, а также при согласовании готовой проектной документации), предусмотреть в храмах рельефные иконы, тактильные схемы, напольные дорожки для незрячих, сурдо- и тифлоперевод для неслышащих и слепоглухих. Также необходимо помогать преодолевать существующие стереотипы, психологические барьеры и трудности, мешающие принятию людей с инвалидностью как полноценных членов церковной общины.
2) Прихожанам нужно принимать в храме со вниманием и заботой людей с инвалидностью, а социальные работники должны знать, как организовать помощь и поддержку инвалиду с особыми потребностями. Чтобы это стало возможным, необходимо организовывать в епархиях регулярные обучающие семинары для клириков, социальных работников, прихожан и добровольцев по особенностям помощи и миссии для людей с ограниченными возможностями здоровья.
3) В области перевода православного богослужения на русский жестовый язык необходимо обобщить и распространить существующий опыт (сурдоперевод богослужения в Русской Церкви развивается уже более 20 лет). Решением этой задачи, а также развитием социальной деятельности по помощи глухим людям будет заниматься недавно созданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный центр по работе с глухими и слабослышащими Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Задача центра — способствовать увеличению количества православных приходов, окормляющих инвалидов по слуху.
4) Следует оказывать всестороннюю помощь семьям, в которых рождается или воспитывается ребенок с инвалидностью.
Часто, в силу сложившихся стереотипов, в медицинских учреждениях будущим матерям при угрозе рождения ребенка с инвалидностью предлагают сделать аборт, а родителей уже рожденных детей-инвалидов убеждают отказаться от своего ребенка и поместить его в интернат. В такие моменты Церковь должна быть рядом и предложить всестороннюю помощь семье, чтобы предотвратить аборт или отказ от ребенка. Необходимо предложить психологическую, социальную и юридическую поддержку, в том числе оказать содействие в получении государственных выплат, льгот, социальных услуг и средств реабилитации. Представители социальных отделов епархий обязаны знать контакты всех светских организаций региона, работающих с детьми-инвалидами с различными диагнозами, для того чтобы предложить семьям помощь этих организаций. В случае распада семьи оказывать всемерную поддержку, как матери, так и отцу в воспитании и образовании ребенка с инвалидностью.
Необходимо организовывать на приходах группы добровольцев, которые могли бы оказывать семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами регулярную бытовую и социальную помощь. Нужно способствовать организации групп дневного пребывания (детских садов) для детей-инвалидов при храме. В качестве положительного опыта можно рекомендовать группу дневного пребывания для детей-инвалидов с детским церебральным параличом, существующую уже три года при Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, группу для детей-инвалидов с ДЦП в Самаре при храме в честь Трех святителей, группы кратковременного пребывания детей-инвалидов в Нижегородской, Алатырской и Кемеровской епархиях. Также желательно создавать при храмах семейные клубы, объединяющие семьи, воспитывающие детей-инвалидов при деятельном участии священников, организовывать программы по помощи семьям, консультации специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, организовывать досуг и летний отдых таких семей.
5) Тяжелой разновидностью инвалидности является слепоглухота. К сожалению, системная помощь людям с такой формой инвалидности пока не развита. В настоящее время существуют активные церковные группы помощи таким людям (три в Москве, одна в Сарапуле, одна в Сергиевом Посаде). В 2013 году в селе Пучково в Новой Москве при содействии храма Казанской иконы Божией Матери открылся учебно-реабилитационный центр «Дом слепоглухих», где слепоглухие получают специальное образование для дальнейшего трудоустройства, организуются курсы тифлосурдопереводчиков и научные конференции. Необходимо распространить этот успешный опыт и в других регионах.
6) Особую заботу Церковь должна проявлять к людям с психическими или интеллектуальными расстройствами (ментальная инвалидность).
Ментальные инвалиды в глазах Божиих имеют такую же ценность, как любой человек. К сожалению, иногда родители таких детей, приходя в храм, сталкиваются с непониманием: рождение ребенка-инвалида некоторыми неверно воспринимается как непременная расплата за грехи его родителей, или причиной ментальной инвалидности ошибочно считают беснование. Священнику на приходе следует позаботиться о том, чтобы прихожане относились с терпением и любовью к особенностям поведения детей и взрослых с ментальной инвалидностью. Включение семей, имеющих в своем составе ребенка или взрослого с ментальной инвалидностью, в приходскую общину предотвратит социальную изоляцию и поможет обрести поддержку и заботу.
7) Дети в ДДИ и взрослые в психоневрологических интернатах часто не получают необходимого лечения, реабилитации, образования. Во многих случаях для них закрыты перспективы трудоустройства, социализации и интеграции в общество. Проблема усугубляется закрытостью интернатов и отсутствием общественного контроля.
Домовый храм в государственном интернатном учреждении для инвалидов может стать не только местом встречи человека с Богом, но и местом, где инвалиду открываются дополнительные возможности для социализации. Священники не должны ограничиваться поздравлениями воспитанников и сотрудников интернатов на Рождество и Пасху, совершением треб и ежемесячных молебнов. Для активной помощи в детских домах-интернатах и психоневрологических интернатах необходимо расширять число православных добровольцев, которые могли бы проводить развивающие занятия, водить детей и взрослых на прогулку и в храм, брать на выходные и праздничные дни в гости, а в перспективе — принять в семью под опеку. Воцерковление сотрудников интернатов может изменить качество жизни воспитанников, поскольку именно с ними дети проводят все свое время.
Церковная община, по согласованию с руководством интернатного учреждения, может взять шефство над детскими или взрослыми домами-интернатами, расположенными вблизи храма. В идеале у каждого государственного интерната должна быть своя церковная община, члены которой поддерживают тесные отношения с насельниками учреждения. Важно, чтобы взаимодействие с общиной не ограничивалось посещением интернатов священником. Необходимо договариваться с руководством интернатов и вывозить детей или взрослых в общину, на совместные праздники и встречи. Насельники интернатов могут участвовать в делах общины — помогать в заботе о малоимущих, в благотворительных мероприятиях прихода, участвовать в паломнических поездках, петь в хоре, при согласовании с руководством интерната — выезжать в летние приходские лагеря.
Сестры милосердия и специально обученные добровольцы способны изменить качество жизни самых тяжелых лежачих пациентов в «отделениях милосердия» детских домов для детей-инвалидов: ежедневная помощь 2-3 сестер милосердия в одной из групп такого интерната в Москве показала, что 19 детей из 21 научились сидеть, некоторые — ходить, кого-то даже перевели в другие группы для более развитых детей. Это опыт необходимо распространять на регионы России.
Церковным социальным работникам и добровольцам, помогающим в интернатных учреждениях для инвалидов, нужно войти в состав попечительских советов при этих учреждениях (там, где такие советы предусмотрены законодательством), меняя жизнь подопечных в лучшую сторону, возвращая их в общество, беря под опеку прихода.
8) Необходимо способствовать принятию в семьи под опеку и усыновлению детей-сирот с инвалидностью, в том числе созданием профессиональных замещающих семей для детей со множественными нарушениями развития. Поддержка таким семьям должна оказываться как на государственном уровне, так на уровне религиозных организаций и всего общества. Необходимо, используя СМИ, убеждать общество относиться с особым уважением к тем, кто берет в свою семью ребенка с ограниченными возможностями.
9) В силу некоторых нарушений здоровья молодые инвалиды не могут самостоятельно проживать в обществе, а многие выпускники интернатов этому не научены, и вынуждены проживать всю жизнь в стационарном учреждении.
Церковь может помогать таким людям, потерявшим родителей или опекунов и желающим жить вне интерната. Жизнь в обществе с сопровождением старших наставников или добровольцев для них — это жизнь, наиболее приближенная к нормальной, обычной жизни своих сверстников. Для них желательно создавать квартиры сопровождаемого проживания в городах или малокомплектные сельские дома сопровождаемого проживания. В настоящее время такие проекты создаются в Кинешемской и Иркутской епархиях.
10) Для улучшения социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество необходимо способствовать созданию для них рабочих мест, в том числе при храмах и монастырях. Кроме того, следует предусмотреть возможности инклюзивного обучения в церковных общеобразовательных и воскресных школах.
Помогая инвалидам, мы не должны забывать, что каждый человек в той или иной степени ограничен в своих возможностях. Несовершенства этого мира проявляются как в материальной, так и в духовной жизни, и они знакомы каждому из нас. Облегчая духовные или физические недуги людей, члены Церкви видят в этом служении проявление любви к Самому Богу: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), — говорит Господь. Именно Его Спасительный пример заботы обо всех людях открывает подлинное социальное призвание Церкви как Тела Христова, где ценен и дорог каждый человек.
18 мая 2014 года, Москва