О применении налоговых льгот в отношении земельного участка и жилого здания, в котором осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии
Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги) опубликована в журнале «Приход» (№ 6, 2013).
1. О применении п. 2 ст. 381 НК в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии.
В письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556 (Приложение) содержится вывод о том, что «в отношении жилого здания, принадлежащего религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, не могут применяться положения п. 2 ст. 381 НК».
Данный вывод Минфина России является ошибочным.
В соответствии с п. 2 ст. 381 НК РФ религиозные организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для религиозной деятельности.
Минфин России аргументирует свою позицию тем, что жилое помещение предназначено для проживания (п. 1 ст. 17 ЖК РФ), а не для религиозной деятельности. Однако в п. 2 ст. 381 НК в качестве критерия применения соответствующей налоговой льготы устанавливается не «предназначение» имущества для религиозной деятельности, а «использование» имущества религиозной организацией для религиозной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться в жилых помещениях.
П. 2 ст. 17 ЖК РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает законные права и интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Таким образом, положение п. 2 ст. 381 НК распространяется на жилые помещения (здания), принадлежащие религиозным организациям на праве собственности и используемые для совершения богослужений и иной религиозной деятельности.
Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 20.08.07 № Ф09-6574/07-С3 по делу № А60-5394/07. Таким образом, налоговая позиция, изложенная в письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556, вступает в противоречие с налоговой позицией ФАС Уральского округа, содержащейся в постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.07 № Ф09-6574/07-С3 по делу № А60-5394/07.
Возникшая коллизия между налоговым и судебным актами должна быть решена, на наш взгляд, в пользу судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 34.2 НК Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письменные разъяснения Минфина России, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию (Письмо Минфина России от 24.02.2010 № 03-04-05/10-67 «По вопросу правового статуса письменных разъяснений Минфина РФ»).
Данные разъяснения являются актами официального толкования норм права, содержанием которых являются налоговые правовые позиции. Налоговые правовые позиции Минфина России обязательны для налоговых органов (пп. 5) п. 1 ст. 31 НК). Что касается налогоплательщиков, то данные правовые позиции обязательны для них только в том случае, если они не нарушают их права.
Вместе с тем, «при возникновении конкуренции (коллизии) между налоговыми правовыми позициями Минфина России и судебных органов следует руководствоваться преимуществом налоговых правовых позиций судебных инстанций. Это объясняется различной природой государственных органов, их задачами и функциями»1.
2. О применении п. 4 ст. 395 НК в отношении земельного участка, находящегося в собственности религиозной организации и занимаемого жилым зданием, принадлежащим религиозной организации на праве собственности, в котором зарегистрированы для проживания физические лица и осуществляются богослужения и другие религиозные обряды и церемонии.
В письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556 содержится вывод о том, что в отношении такого земельного участка не могут применяться положения п. 4 ст. 395 НК.
Данный вывод является правильным в том случае, если жилой дом построен для проживания граждан.
Согласно п. 4 ст. 395 НК освобождаются от налогообложения земельным налогом религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Согласно письму Минфина России от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41 под зданиями, строениями, сооружениями понимаются объекты, предназначенные для религиозной деятельности.
Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ относит к имуществу религиозного назначения недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей (ст. 2).
Если жилой дом построен для проживания граждан, то в отношении него не могут применяться положения п. 4 ст. 395 НК. Именно эта ситуация рассматривается в письме Минфина России от 12.08.13. № 03-05-05-02/32556.
Однако в случае, если здание, относящееся в настоящее время к жилому фонду, было построено для целей, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ, положение п. 4 ст. 395 НК подлежит применению. Данная ситуация в письме Минфина России не рассмотрена.
Примечания:
1 — Власенко Л.В. Налоговые правовые позиции судов: теория и практика: Монография (под ред. И.А. Цинделиани). «Норма», «Инфра-М», 2011.
***
В 2014 году начинается выпуск ежеквартального приложения к журналу «Приход» — «Вопрос-ответ» под редакцией руководителя Юридической службы Московской Патриархии инокини Ксении (Чернеги).
Тематика рассматриваемых вопросов затронет все аспекты деятельности религиозных организаций:
правоотношения, связанные со свободой совести и деятельностью религиозных объединений в Российской Федерации;
передача имущества, земельных участков;
льготы, налоги, сборы;
отчетность, подаваемая в госструктуры;
образовательная, социальная и благотворительная деятельность;
вопросы применения Трудового кодекса РФ;
экономическая (предпринимательская) деятельность;
вопросы, регламентированные Типовыми уставами приходов и монастырей, а также Уставом Русской Православной Церкви.
Патриархия.ru